Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

«Волшебная прищепочка».

Развивающая игра для детей младшего дошкольного возраста.

Автор составитель: воспитатель ГБДОУ д/с № 52 Алексеева С.Н.

 

Актуальность.   Возможно, для кого-то эта игра не будет новинкой, но скорее всего она для многих окажется полезной и актуальной т.к. особенно остро сейчас стоит проблема развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В решении этой проблемы очень помогают игры на развитие мелкой моторики рук. К тому же дети 3 года жизни становятся более самостоятельными, им необходимо все рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус, появляются предметы-заместители, которые помогают лучше развить сюжет игры. Поэтому я считаю, что необходимым использование в своей практике игр с прищепками.

Цель: развитие познавательного интереса, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие детей младшего возраста.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук,

  • закреплять знание основных цветов,

  • развивать внимания посредством поиска недостающих деталей,

  • учить детей находить предметы – заместители,

  • развивать умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов,

  • развивать умение группировать предметы по определенному признаку,

  • учить детей составлять логический ряд, находя определенную закономерность в расположении предметов.

Материалы:

Прищепки 6 основных цветов, ламинированные картинки, тесемки.

Варианты игр:

«Подбери по цвету»

Детям предлагается подобрать прищепки нужного цвета, соотнеся их с имеющимся предметом.

«Чего не хватает?»

Педагог предлагает детям рассмотреть предложенные картинки и обратить внимание на недостающие детали, которые можно попробовать заменить прищепками нужного цвета и в нужном количестве.

«Праздничный торт»

Перед детьми находятся изображения праздничных тортов без свечей, на коржах которых изображены цифры от 1 до 5. Детям необходимо прикрепить количество прищепок, соответствующее цифре.

«Бусики»

Педагог предлагает детям украсить тесемки прищепками, так чтобы получились бусы. Количество и цвета прищепок ребенок подбирает сам в зависимости от вкусовых предпочтений и воображения.

«Такие разные»

Перед детьми лежат круги с картинками, разделенные на 8 секторов. Детям предлагается сгруппировать предметы в 2-3 группы, обозначив каждую прищепками определенного цвета, а затем объяснить свой выбор.

«По порядку»

Детям предлагается закончить ряд с изображениями, прикрепляя прищепки, обратив внимание на порядок расположения цветов.

      

Конспект №1
совместной непосредственно образовательной
деятельности с детьми средней группы
по теме: «В гостях у Ивана-Царевича»»

Автор:воспитатель Алексеева С.Н.

Участники: дошкольники 4-5 лет
Количество детей: 8 человек
Длительность: 20 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область Социализация Задачи:
• развитие внимания и слаженности действий при работе в команде, взаимопомощи;
• совершенствование у детей навыки игрового взаимодействия;
• формирование умения быстро включаться в активный подготовительный процесс.
Образовательная область Коммуникация Задачи:
• закрепить умение отгадывать загадки;
• учить совместно обсуждать и принимать решение, искать и находить ответ.
• воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу в подгруппе.
Образовательная область Познание Задачи:
• выявить уровень знаний цифр первого десятка, основных геометрических фигур и цветов
• содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
• содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
Образовательная область Художественное творчество Задачи:
• содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.)
• закрепить умение аккуратно закрашивать рисунки линиями и штрихами в одном направлении, не выходя за пределы линии
Образовательная область Чтение художественной литературы
Задачи:
• мониторинг знания русских народных сказок и их героев
• Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Иван -царевич и Серый волк»; дидактическая игра «Волшебная черепаха», рассматривание узоров жар-птицы
Материал:
• Конверт с письмом
• Карта
• Мягкие игровые модули
• Руль для шофера.
• Поляна с цветами, на лепестках цветов - загадки.
• Математическая черепаха
• Ширма, плоскостная кукла Иван-царевич
• Плоскостное изображение "Жар-птицы”.
• Геометрические фигуры из цветного картона
• Листы картона желтого цвета в виде перьев птицы
• Фломастеры
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, мы получили приглашение в сказочную страну. Давайте мы отправимся в путь.
Воспитатель: Посмотрите, ребята здесь карта и сначала нам надо доехать до волшебного леса. Но он так далеко, на чем же мы отправимся в путь? Ой здесь еще какая то непонятная картинка. На ней изображены только точки, если мы сможем соединить их линиями по порядку, тогда мы что-нибудь поймем.
(Дети соединяют точки, получается изображение машины) Воспитатель: Мы отправимся в путь на машине! Давайте выберем шофера с помощью считал очки:
(Дети считают, выбирают шофера)
Воспитатель: Поехали!
(Звучит музыка "Мы едем, едем, едем"...)
Воспитатель: Дети, куда же мы попали? Кто нам скажет?
Голос: Попали вы на лужайку "Загадок”. Я хозяин этой лужайки. Вы должны отгадать все загадки на моих цветах. Только тогда вы сможете отправиться к Иван-царевичу.
(Дети находят загадки на лепестках)
На красном цветке:
• Слон большой, а мышка ...
• Подушка мягкая, а стол ...
• Дерево высокое. А трава ...
• Река широкая, а ручей ...
• Лед холодный, а огонь ...
• Пол внизу, а потолок ...
На желтом цветке:
• Назови сладкое слово.
• Быстрое.
• Слово с окошком.
• Пушистое.
• Кислое.
• Лесное.
Хозяин лужайки: Молодцы! Теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какое слово я задумал?
• Белый кружится, на землю ложится...
• Бурый, косолапый, неуклюжий...
• Маленькая, серенькая, пугливая в норке живет...
• Сладкая, вкусная в фантике...
Хозяин лужайки: Хорошо справились с заданием, можете отправляться дальше! Давайте посмотрим по карте куда же нам идти ,надо идти к старой черепахе
«Путешествие к черепахе»
Дети по лесной дорожке (сенсорной тропинке ) идут в гости к черепахе . (Идут на носочках и на всей стопе , тихо идут , чтоб не испугать черепаху Появляется геометрическая черепаха
Черепаха встречает их грустная . рассказывает о том , что попала под дождь , который смыл все украшения с её панциря , и он стал некрасивым .. Воспитатель предлагает детям помочь черепахе .
Описание игры: Дети получают различные индивидуальные задания и пытаются выполнить их, а потом проверяют друг друга, помогают исправить ошибки совместно с воспитателем.
Черепаха: Молодцы, дети! Справились с моими заданиями. Теперь вы можете отправляться дальше! Счастливого пути.(продвигаемся по карте дальше) Воспитатель: Вот мы и добрались в сказочную страну! (Показ куклы Ивана - царевича из-за ширмы, печальная, испуганная). Дети кто это?(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это Иван-царевич. Какой-то он не веселый. Давайте спросим у него, что случилось.
Что, Иванушка не весел,
Что, головушку повесил?
Иван-царевич:
Перестал, я есть и спать.
Птицу-жар бы мне достать.
Перо, та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо, я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Воспитатель:
Не горюй, Иванушка, то беда - не беда!
Ты, дружок, попал в детсад и в гостях ты у ребят.
Ванечка, тебе поможем, горевать тебе негоже.
Воспитатель: Мы с ребятами в сказочном царстве-государстве видели эту птицу.! Ребята, а в каких сказках мы с вами встречались с Иваном-царевичем и Жар-птицей?(ответы детей) А вот же и она! Посмотри Иванушка, не ее ли ты ищешь?
(Воспитатель показывает птицу; у которой отсутствуют перья на хвосте) Иван-царевич: Нет, не моя эта птица. У моей птицы был яркий, красивый хвост.
Воспитатель: И это беда не беда. Наши дети тебе помогут.
Ребята, посмотрите перед вами на столе по одному перышку, мы их украсим различными узорами, соблюдая закономерность расположения геометрических фигур на хвосте, а потом из всех перышек соберем красивый, яркий хвост для Жар-птицы.
(Пройдите на свои места, сядьте)
У вас на столах лежат: клей, и различные геометрические фигуры. Вы уже знаете их и замечательно умеете клеить. Внимательно посмотрите как расположены фигуры на вашем перышке и продолжите ряд. Подумайте в какой последовательности нужно их расположить. У меня получилось вот такое перышко.
Дети приступают к работе, воспитатель корректирует действия детей. Воспитатель: А какие перышки получились у вас? Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар-птице.
(По мере того, как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту, воспитатель положительно оценивает работу
каждого ребенка)
Воспитатель: Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?
Иван-царевич:
Вот спасибо удружили,
Какую птицу мне добыли.
Будет жить она не в клетке,
А в саду сидеть на ветке.
Будет песни распевать,
Сад волшебный украшать.
Воспитатель: Вот и хорошо, Иван-царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья, Иван-царевич!

 
 
Конспект № 2
 

  

Конспект

 совместной непосредственно образовательной

 деятельности с детьми средней группы

по теме: «Весна идет-весне дорогу»

 

Автор: воспитатель Мирзаянова Р.З.

 

 

Участники: дошкольники 5 лет

 

Количество детей: 8 человек

Длительность: 20  минут

Педагогический замысел 

Образовательная область «Познание»

-закрепить знания о смене времени года;

-знакомить с названиями весенних месяцев;

-дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе;

-активизировать наблюдательность;

развивать счётные навыки (счёт в пределах до восьми);

-развивать логическое мышление- отгадывать загадки.

- проверить знания в области «Познание» (счет в переделах до 5)

 

 Образовательная область «Коммуникация»

-расширять словарь за счёт имён существительных (проталина, ручей, оттепель, сосулька, лучи, капель, подснежник, льдина), имён прилагательных (ранняя, долгожданная, яркий, звонкий и др.), глаголов (журчит, бежит, темнеет, поёт, тает и др.);

-учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине;

-развивать дыхание;

-развивать слуховое внимание, быстроту реакции, чувство музыкального темпа;

Образовательная область «Физическая культура»

-развивать пальчиковую моторику, умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими);

-развивать слуховое внимание, быстроту реакции, чувство музыкального темпа

 

Предварительная работа

С детьми проведены: рассматривание иллюстраций о весне, работа в уголке природы, самостоятельная игра с блоками Дъенеша, наблюдение за изменениями погоды и природы на прогулке, экспериментирование со снегом

 

Материал: иллюстрация А-4 «Ранняя весна», счетные палочки, круги Д-10см, рабочие листы на каждого ребенка, тарелка со снегом

 

Ход совместной деятельности

1) Организационный момент "Что за месяц-кто узнает?"

Педагог: "Встали на лужок-сделали кружок". Встать в круг вместе с детьми. Предложить детям отгадать загадку и узнать,  какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

 

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает. (Весной)

 

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

 

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц, кто узнает?

Педагог: "Какие ещё месяцы придут вслед за мартом, сколько всего месяцев бывает весной?" Повторить хором: "Март, апрель и май -их не забывай!"

 

2) Рассматривание иллюстрации "Ранняя весна".

Попросить детей внимательно посмотреть на картинку и отгадать загадки. Тот, кто отгадает, садится за стол.

 

1. Что весной греет, светит, припекает? (Солнце)

2. Что весной голубое, высокое, чистое? (Небо)

3. Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (Облако)

4. Что с крыши свисает, капает, тает? (Сосулька)

5. Весной он тает, плачет, оседает. (Снеговик)

6. Весной она капает, поёт, звенит. (Капель)

7. Что весной темнеет, тает, водой убегает? (Снег)

8. Что весной бежит, журчит, поёт? (Ручей)

 

3) Малоподвижная игра "Расскажем и покажем".

Предложить детям рассказать и показать, что происходит в природе ранней весной. Рассказать, сопровождая движениями рук.

Пришла весна.

Расчистилось небо (подуть, одновременно делая движения руками вперёд и в    Туча-туча улетай-   сторону, как бы отодвигая тучи)

Небо солнце отдавай,

Небо стало чистое,         (поднять руки вверх и опустить через стороны вниз)

От солнышка лучистое. (раздвинуть пальцы, перекрестить ладони)

Солнце стало припекать,       

Всё вокруг отогревать.

Снег повсюду тает, тает,   (волнообразными движениями развести руки в

И водою убегает.                 стороны)

Снегом оставлены,            (переплести пальцы обеих ладоней, затем развести         Появились проталины.       руки в стороны, разъединив пальцы).

Ручейки бегут, звенят,       (сложить ладони в месте и по зигзагообразной

В речку поскорей хотят.     линии продвигать их вперёд)

Затрещал на реках лёд,    (сцепить ладони пальцами, а затем резко развести      

Льдина по воде плывёт.   их в стороны)

Вышли ребята во двор гулять.

На улице всё теплее и теплее. (движение, имитирующее застёгивание

Сняли они шубы, куртки надели. молнии на куртке)

Посмотрели повыше-   (поднять голову)

Там сосульки на крыше.  (указательными пальцами стучать по поверхности 

Кап, кап, кап, кап...           стола)

Ка-пель. Ка-пель.

Посмотрели под ноги- (опустить голову)

Там лужи на дороге. (руки вытянуть вперёд, затем через стороны, начертив

Посмотрели вперёд - ими в воздухе овал, поднести ладони к груди).

Что это плывёт?          

Это снеговик тает, тает, (поднять руки вверх и постепенно опускать их, а

И, как свечка, оплывает также. всю верхнюю расслабленную часть тела)

Стали дети играть-  (ладони вместе лодочкой, а большие пальцы поднять

Кораблики пускать. вверх, как парус).

Хорошо весной.

Не хочется домой!

 

4) Упражнение на выкладывание из счетного материала "Солнышко"

Педагог(предварительно вносится комок снега на тарелочке) : "Почему снег и лёд растаял. Почему становится тепло? Светит ярко солнце и пригревает солнце.

Предложить детям выложить из жёлтого круга и счётных палочек яркое весеннее солнышко, которое согрело своими лучиками всю землю).

Дать каждому ребёнку по одному кругу и по восемь счётных палочек.

Попросить детей пересчитать палочки и проверить,их было ровно восемь.

Показать детям, как можно выложить с помощью счётных палочек лучи у солнца.

 

5) Дидактическая игра "Назови ласково".

Педагог: долгожданной весной всё радует глаз - и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины...

Так и хочется сказать обо всём ласково. Предлагает  детям поиграть в игру "Назови ласково".

(дети должны повторить слова , но ласково: солнце (солнышко), луч (лучик), облако (облачко), лёд (ледок), ветер (ветерок), сосулька (сосулечка), проталина (проталинка), дерево (деревце), ручей (ручеёк).

При проведении игры можно показывать указкой на соответствующие предметы на картинке "Ранняя весна".

 

6) Подвижная игра "Ручеёк".

Предложить детям изобразить весёлый весенний говорливый ручеёк, который бежит между кочек, спешит  к своей маме -большой реке.

Для этого попросить детей встать друг за другом и взяться за руки.

Взять бубен и занять место впереди колонны.

 Взять за руку первого ребёнка и под перезвон бубна змейкой вести за собой всю колонну етей. Постепенно музыкальный темп и темп движения должны нарастать.

Во время игры произносить: "Бежит ручей, журчит ручей, поёт ручей и всё быстрей, быстрей, быстрей..."

Внезапно опустить бубен, сказать: "Стоп!"- и остановиться. И дети дорлжны остановиться, вслед за воспитателем.

Повторить игру несколько раз подряд.

После окончания игры попросить детей сесть на свои места.

 

7)Упражнение на дыхание  "Подснежники"

Показать детям пособие для развития дыхания "Подснежники" и сказать: ""Подул тёплый ветерок, начал таять снежок. Из под снега появились первые весенние цветы". Спросить детей, как называются эти цветы (подснежники).

Расположить пособие (подснежники) горизонтально и подуть на него. Затем сосчитать, сколько подснежников появиться на лужайке. Восстановить на пособиии положение снежных комьев, прикрывающих цветы. Для этого на время придать пособию вертикальное положение. Предложить детям по очереди подутиь на пособие, а затем сосчитать, у кого сколько цветов (выросло) на полянке. Сказать6 "Вот сколько подснежников расцвело на лесной полянке. Значитт к нам идёт долгожданнная весна. Весна идёт - весне дорогу!"

 

8) Составление рассказа "Расскажем о весне"

Попросить детей составить коллективный рассказ о ранненй весне. Чтобы помочь детям, показывать разные объекты на картинке "Ранняя весна" так, чтобы каждый из детей составил одно-два предложения. Каждое предложение может начинаться со словами:"Ранней весной..."

 

Подвести итог занятия, оценить работу детей.