Методическая копилка: методист Исаева М.А.


Организация работы педагога с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Адаптация - это процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам или негативным.

Адаптация - длительный процесс, который необходимо вести в три этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регресса в психическом развитии (длится в среднем 1 месяц);
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация - эмоциональное состояние ребенка улучшается в течение двух-трех недель;
  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 1-1,5 месяцев;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Типичные реакции ребенка на процесс адаптации:

  • активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), эмоциональная нестабильность. Помните, что плач - это естественная реакция на стресс. Для того, чтобы ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду, ему нужно «проплакать» свое горе. Стоит позволить ребенку плакать. Обнимите его, будьте с ним рядом в этот период. Предложите вместе погрустить, а когда увидите, что плач ребенка сходит на нет, отвлеките его игрушкой. Если ребенок не идет на контакт с вами и хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Сохраняйте спокойствие, не навязывайте общение, но давайте ребенку понять, что вы его видите, слышите и не забываете о нем.;
  • отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
  • ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении;
  • ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада (есть ложкой, ходить самостоятельно в туалет);
  • могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);
  • ребенок теряет аппетит, нарушается сон.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст;
  2. Состояние здоровья;
  3. Уровень нервно-психического развития;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками; Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
  5. Сформированность предметной игровой деятельности;
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Принципы организации работы в адаптационный период:

  1. Постепенное заполнение групп (прием 3-4 малыша в неделю) – обговаривается с родителями на родительском собрании;
  2. Неполное пребывание ребенка в начале адаптационного периода. Начинаем с 2 часов в день (возможно с мамой или во время прогулки);
  3. Сохранение в первые 2-3 недели (на время острой фазы адаптации) имеющихся у ребенка привычек (в том числе и вредных);
  4. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка (заполнение адаптационных листов);
  5. Установление тесных доверительных отношений с родителями: работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче – квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
  6. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе и формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем: Во-первых, воспитателю следует помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. С первых дней пребывания ребенка в ДОУ педагог должен смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни.

Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять: «Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим, шкафчикам — это у нас Мишин шкаф, а это — Машин, а это — твой. А ты, Соня, молодец, сама свой шкаф нашла». Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени: «Катенька, пойдем мыть ручки», а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение «Ребята» и т.п.: «Ребята, теперь все садимся за столики! И ты, Катя, садись, и ты, Витя, — вот сюда».

Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д., являются вторичными на данный момент, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.

Если дети понимают воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя

7.      Формирование адекватной предметно-развивающей среды: доступность игр; разнообразие игровых материалов (форма, текстура, цвет, материал и т.д.); основная цель - сделать группу наиболее уютной, домашней и привлекательной для детей:

Главное правило – как можно больше играть с детьми, т.к. дети раннего возраста не умеют самостоятельно организовывать свою деятельность.

При организации игр воспитатель должен придерживаться следующих условий:

Первое, и самое важное, — добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше, чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Следующее условие, это многократное повторение игр. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо использовать наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.). Его нельзя его превращать в обычный и всегда доступный.


Методист   Исаева М.А.