Современные подходы к организации совместной исследовательской деятельности педагога с детьми в соответствии с Программой.
Гадицкая В.Н., заместитель заведующего по УВР ГБДОУ
д/с № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
В ФГОСах определены принципы и подходы построения образовательного процесса на основе интеграции ОО в соответствии с их спецификой и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольное образование коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения ОО, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности, его гармоничное вхождение в социум.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключается в особенностях мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности , законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании в настоящее время объясняется биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием и формированием психики : Ребенок в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.
В дошкольной педагогике проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А.Ветлугина,Т.Г.Казакова,Т.С.Комарова, Г.П.Новикова и др. Комарова ,например рассматривает интеграцию как форму взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста в различные виды художественно-творческой деятельности. Однако интегрированные занятия как форма интегрированного образования дошкольников не изучались, потому что до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными и расчлененными по предметному принципу.
Содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей(образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
(Из Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования)
В интеграции один вид деятельности выступает доминирующим, другой сопутствующим, помогающим более осмысленному восприятию различных образов и их созданию разными выразительными средствами.
Проектирование образовательного процесса в современном ДО требует основания на принципе интеграции ОО и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.
В Программе ДОУ интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста-познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой,коммуникативной,трудовой и двигательной -один из факторов интегрционного подходак образовательной деятельности определяется четырьмя факторами
1 фактор- на основе интеграции образовательных областей : вновь утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013г. ФГОС ДО выделяет их пять
2 фактор - интеграция ОО на основе КТП
3 фактор-интеграция на основе видов деятельности
4 фактор-формирование интегративных качеств. Пока еще на основании ФГТ (до 01.01.2014г.
Интеграция как целостное явление, объединяющее различные приемы и методы в единую систему на основе КТП в дошкольном образовании выступает ведущим средством организации образовательного процесса ведущей формой которого становятся не занятия ,а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей
Мы сегодня на нашей встречи расскажем об реализации интеграции позанавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста через различные виды деятельности и образовательные области. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми осуществляется во время отведенное на образовательную деятельность и зависит от комплексно-тематического планирования, от реальных событий ( в природе, окружающем мире), от «смоделированных» событий педагогом, от чтения художественной литературы, от события в группе и т.д.
Для свободной самостоятельной деятельности и активизации собственных замыслов детей необходимо создать наличие предметного мира, провоцирующего детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной во время, отведенное на образовательную деятельность. В процессе реализации Программы эти все компоненты должны быть взаимосвязаны.
Например
Чтение художественной литературы: Рассказывание, обсуждение, разучивание
Трудовая: Познавательные опыты и задания, совместный (коллективный) труд
Игровая
Дидактические игры с опытами
Практические
(например, д/игра «Как предметы помогают человеку»)
Игровые ситуации
Двигательная
двигательная пауза (игра) «Ток бежит по проводам»;
проведение опытов и экспериментов на развитие силы, ловкости(«Какой мяч лучше скачет?», «Что надо сделать,чтобы дальше бросить предмет?» и т.п.
Проведение дыхательных упражнений
Игровые упражнения,
физминутки
Художественно-творческая
практические: аппликация и рисование на тему «Наши добрые помощники»;
проведение опытов и экспериментов с красками
Исследование материлов при аппликации
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Формы организации познавательно исследовательской деятельности
Наблюдение
Экскурсии
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами
Организация среды в соответствии с Программой и ФГТ
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов
Поиск основания для объединения-важное условие интеграции содержания образования.
Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми осуществляется во время отведенное на образовательную деятельность и зависит от комплексно-тематического планирования, от реальных событий ( в природе, окружающем мире), от «смоделированных» событий педагогом, от чтения художественной литературы, от события в группе и т.д.
Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.
Для свободной самостоятельной деятельности и активизации собственных замыслов детей необходимо создать наличие предметного мира, провоцирующего детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной во время, отведенное на образовательную деятельность.