Современные подходы к организации совместной исследовательской деятельности педагога с детьми в соответствии с Программой.

 

Гадицкая В.Н., заместитель заведующего по УВР ГБДОУ

д/с № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга



В  ФГОСах определены принципы и подходы построения образовательного процесса на основе интеграции ОО в соответствии с их спецификой и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольное образование коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения ОО, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности, его гармоничное вхождение в социум.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключается в особенностях мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности , законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании в настоящее время объясняется биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием и формированием психики : Ребенок в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.
В дошкольной педагогике проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А.Ветлугина,Т.Г.Казакова,Т.С.Комарова, Г.П.Новикова и др. Комарова ,например рассматривает интеграцию как форму взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста в различные виды художественно-творческой деятельности. Однако интегрированные занятия как форма интегрированного образования дошкольников не изучались, потому что до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными и расчлененными по предметному принципу.
Содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей(образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
(Из Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования)
В интеграции один вид деятельности выступает доминирующим, другой сопутствующим, помогающим более осмысленному восприятию различных образов и их созданию разными выразительными средствами.
Проектирование образовательного процесса в современном ДО требует основания на принципе интеграции ОО и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.
В Программе ДОУ интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста-познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой,коммуникативной,трудовой и двигательной -один из факторов интегрционного подходак образовательной деятельности определяется четырьмя факторами
1 фактор- на основе интеграции образовательных областей : вновь утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013г. ФГОС ДО выделяет их пять
2 фактор - интеграция ОО на основе КТП
3 фактор-интеграция на основе видов деятельности
4 фактор-формирование интегративных качеств. Пока еще на основании ФГТ (до 01.01.2014г.
Интеграция как целостное явление, объединяющее различные приемы и методы в единую систему на основе КТП в дошкольном образовании выступает ведущим средством организации образовательного процесса ведущей формой которого становятся не занятия ,а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей
Мы сегодня на нашей встречи расскажем об реализации интеграции позанавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста через различные виды деятельности и образовательные области. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми осуществляется во время отведенное на образовательную деятельность и зависит от комплексно-тематического планирования, от реальных событий ( в природе, окружающем мире), от «смоделированных» событий педагогом, от чтения художественной литературы, от события в группе и т.д.

Для свободной самостоятельной деятельности и активизации собственных замыслов детей необходимо создать наличие предметного мира, провоцирующего детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной во время, отведенное на образовательную деятельность. В процессе реализации Программы эти все компоненты должны быть взаимосвязаны.

Например
Чтение художественной литературы: Рассказывание, обсуждение, разучивание
Трудовая: Познавательные опыты и задания, совместный (коллективный) труд
Игровая
 Дидактические игры с опытами
 Практические
(например, д/игра «Как предметы помогают человеку»)
 Игровые ситуации
Двигательная
 двигательная пауза (игра) «Ток бежит по проводам»;
 проведение опытов и экспериментов на развитие силы, ловкости(«Какой мяч лучше скачет?», «Что надо сделать,чтобы дальше бросить предмет?» и т.п.
 Проведение дыхательных упражнений
Игровые упражнения,
физминутки
 Художественно-творческая
 практические: аппликация и рисование на тему «Наши добрые помощники»;
 проведение опытов и экспериментов с красками
 Исследование материлов при аппликации
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Формы организации познавательно исследовательской деятельности
 Наблюдение
 Экскурсии
 Решение проблемных ситуаций
 Экспериментирование
 Коллекционирование
 Моделирование
 Реализация проекта
 Игры с правилами
Организация среды в соответствии с Программой и ФГТ
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов

Поиск основания для объединения-важное условие интеграции содержания образования.
Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми осуществляется во время отведенное на образовательную деятельность и зависит от комплексно-тематического планирования, от реальных событий ( в природе, окружающем мире), от «смоделированных» событий педагогом, от чтения художественной литературы, от события в группе и т.д.

Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.

Для свободной самостоятельной деятельности и активизации собственных замыслов детей необходимо создать наличие предметного мира, провоцирующего детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной во время, отведенное на образовательную деятельность
.